МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Е.О. Новикова, аспирант кафедры высшей математики и методики обучения математике

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24,

e-mail: ElenaOlegovna88@mail.ru

В работе раскрыта актуальность использования метода проектов в образовательном процессе, проведен анализ существующих теоретических положений данного метода, а так же рассмотрены основные понятия и положения по организации проектной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта для основной школы.

Ключевые слова: федеральный образовательный стандарт, метод проектов, индивидуальный проект, типы проектов, результат проекта, критерии оценивания проектов.

PROJECT METHOD AS A MEANS OF ACHIEVING THE REQUIREMENTS OF THE NEW STANDARD

E.О. Novikova, рostgraduate Student, Department of Higher Mathematics and Mathematics Teaching Methodology

Federal State-Financed Educational Institution of Higher Educational "Perm State Humanitarian-Pedagogical University"

614990, Perm, Russia, 24, Sibirskaya Str., e-mail:ElenaOlegovna88@mail.ru

The paper reveals the relevance of the method of projects in the educational process, the analysis of the existing theoretical provisions of this method, as well as the basic concepts and provisions for the organization of project activities of students in accordance with the requirements of the Federal state educational standard for primary school.

Keywords:Federal educational standard, project method, individual project, project types, project evaluation criteria.

Одними из важных метапредметных умений обучающихся основной школы являются действия, связанные с выполнение самостоятельной проектной деятельности. Проанализируем требования, предъявляемые стандартом на начальной и основной ступени образования. Для начальной школы «В процессе оценки достижения планируемых результатов … должны использоваться разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.)» [3, с.31]; для основной школы согласно ФГОС при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должна учитываться сформированность умения выполнения проектной деятельности [4, с. 24].

Из выше сказанного можно сделать вывод, что проектная деятельность должна выступать одной из ведущих форм организации как урочной, так и неурочной деятельности обучающегося. В связи с этим все педагоги должны обладать необходимыми знаниями для организации и проведения данного вида деятельности, осмысленно внедрять метод проектов в учебный процесс и не подменять его другой формой работы, как это случалось ранее.

В результате анализа теоретических положений метода проекта можно выделить следующих ученых, которые в своих работах рассматривали различные аспекты этого метода: классификацию проектов – В.В. Гузеев, В. Килпатрик, О.В. Гордиенко, В.И. Воропаев; критерии оценки проектного результата – С. В. Абрамов, И.А. Колесникова, Е.С. Полат, О.В. Гордиенко, Л.Н. Горобец; этапы проектирования Е.С. Полат, Л.Н. Горобец, В.С. Кукушкин, Л.Л. Розанов и др.

Рассмотрим основные понятия и положения по организации проектной деятельности обучающихся основной школы.

Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких сторон (рис.1): продукт как материализованный результат, процесс как работа по выполнению проекта, защита проекта как иллюстрация образовательного достижения обучающегося и ориентирована на формирование и развитие метапредметных и личностных результатов обучающихся [2, с. 208].

Рис. 1. Проектная деятельность

На основе примерной основной образовательной программы можно выделить типы проектов по следующим основаниям:

по преобладающему виду деятельностии – информационный, прикладные, исследовательский, инновационные, игровые, социальные и др.;

по сроку реализации – краткосрочные, долгосрочные;

по количеству участников – групповые, индивидуальные (в составе могут присутствовать учащиеся, родители, учителя).

Под индивидуальным проектом, согласно ФГОС ООО, понимается самостоятельная работа, осуществляемая обучающимся на протяжении длительного периода, возможно, в течение всего учебного года. Проекты могут быть реализованы как в рамках одного предмета, так и на содержании нескольких – монопредметные, межпрежмпетные.

Рис. 2. Типы проектов

Особое внимание следует уделять результатам проектной деятельности и критериям оценки содержания и защиты проекта.

В качестве продукта (результата) проектной деятельности может выступать: макет, веб-сайт, сценарии мероприятий, эссе, мультфильмы и др. Результаты могут быть представлены на конференциях, семинарах или круглых столах.

В примерной программе не представлены строгие критерии оценки результата проектной деятельности, но говориться, что общим требованием ко всем проектам выступают правила оформления цитирования и ссылок. Также к продукту проектной деятельности прилагается пояснительная записка и отзыв руководителя. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта [2, с.190].

Анализ документов по ФГОС основной школы показал, что в них не описаны результаты формирования проектных умений на разных этапах обучения. Однако предметные результаты в области «Технология» включают в себя некоторые умения по проектной деятельности, которые представлены по годам обучения. Поэтому для педагогов важно понимать не только какие умения составляют результат – «основы проектной деятельности», но и когда, и в соответствии с какими возрастными особенностями целесообразно формировать то или иное проектное умение.

Анализ педагогической литературы и собственный опыт организации проектной деятельности школьников основной школы показал, что формирование проектных умений должно проходить несколько этапов.

Первый этап – начальная школа, в этот период необходимо с помощью проектных задач ознакомить ребенка с некоторыми действиями проектирования, например, составление плана деятельности, выбор из предложенных источников и средств для реализации деятельности, умение работать в паре и выполнять действия по оцениванию своей деятельности и ее результатов [1].

Второй этап – 5-6-е классы, в это время важно учесть процесс становления «чувство взрослости». В данный период, обучающийся стремиться к большей самостоятельности и желает проявить свои замыслы, проявляя тем самым свою активность, но при этом не сформированы все действия проектирования. Поэтому можно использовать разновозрастное сотрудничество, в котором младший подросток почувствует недостаток взрослости. Целесообразно продолжать использовать проектные задачи, но при этом проектная задача в большей степени будет иметь учебный характер, в результате можно говорить о формировании таких метапредметных результатов как контрольно-оценочная самостоятельность; умение действовать в разновозрастных группах при этом распределять роли и удерживать цель; умение работать с текстом, письменно выражать свое мнение.

Третий этап – 7-9-е классы, когда обучающийся нуждается в общение со сверстниками как в самостоятельной сфере жизни. В данный период обучающиеся находит свое самоопределение в разнообразных социально значимых действиях. При этом школьник в большей степени самостоятельно готов выполнять этапы проектирования. Темы проектов рекомендуется связывать с интересами обучающегося и различными аспектами предпрофильной подготовкой, т.е. с такими сферами как наука, искусство, семья, журналистика, маркетинг, реклама и др.

В конце данного периода можно говорить о сформированности всех этапов проектирования, которые учащийся должен продемонстрировать в ходе выполнения индивидуального проекта:

1) организационно-поисковый (выбор темы, определение проблемы, определение задач проектирования составление плана работы;

2) поисково-исследовательский (поиск и работа с информации для решения обозначенных задач);

3) работа над решение поставленных задач;

4) оценочно-рефлексивный (оценка проекта, самооценка деятельности);

5) презентативный (защита проекта).

Таким образом, с введением стандарта второго поколения проектная деятельность заняла достойное место среди всевозможных видов деятельностей в образовательном процессе. Формирование основ проектной деятельности процесс длительный, поэтому важно в процессе школьного образования соблюдение последовательности в освоении проектных умений, доступности предлагаемых заданий и проблем, наличие практической или обучающей направленности данного вида деятельности.

Список литературы

  • 1.Воронцов А.Б., Заславский В.М. и др. / Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.
  • 2.Примерная основная образовательная программа основного общего образования //http://fgosreestr.ru/.
  • 3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // mon.gov.ru/dok/fgos/.
  • 4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // mon.gov.ru/dok/fgos/.
Форма участия:
Очная
Наличие доклада:
С докладом
Фамилия, Имя, Отчество:
Новикова Елена Олеговна