Технология проектного обучения в процессе формирования рефлексии у обучающихся

Приоритетной целью современного образования является развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 2014 года особое внимание уделяется формированию рефлексии деятельности. Согласно данному документу, у выпускников основной школы должно быть сформировано не только умение рефлексивно-оценочной деятельности, но и способность к самоорганизации и саморегуляции.

Стандарт предусматривает введение на уроках этапа рефлексии. Ее исследованием в настоящее время занимаются А.В. Карпов, С.С. Кашлев, Т.П. Леонтьева, В.Д. Шадриков, А.С Шаров, С. Хоул и другие ученые. Именно рефлексия позволяет формировать личностные и познавательные универсальные учебные действия. Кроме того, в связи с изменениями, происходящими в подростковом возрасте, важно сохранить интерес к изучению иностранного языка. Для этого необходимо научить детей анализировать содержание своей деятельности, оценивать ее и планировать положительный результат. Очевидно, что рефлексия позволяет приучить учащихся к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни, помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Поэтому перед учителем стоит важная задача способствовать формированию этого качества личности у учащихся.

В рамках нашего исследования мы решили остановиться на использовании технологии проектного обучения. Ее изучением занимаются многие исследователи: В.Б. Лебединцев, И.И. Мазур, Е.С. Полат, В.Ф. Шкель, С.П. Лерман, В.Н. Янушевский, А.В. Леонтович, Н.Ф. Яковлева, Н.А. Краля, М. Холм, П. Блюменфельд и другие. На наш взгляд, технология проектного обучения обладает рядом преимуществ по сравнению с другими способами. Её применение наиболее эффективно в школьном возрасте, так как характеризуется индивидуальной, коммуникативной, практико-ориентированной направленностью и ориентировано на самостоятельную работу учащихся, что способствует развитию таких умений, как планирование деятельности, проектирование результатов, контроль, анализ и оценка деятельности, соотнесение результата и плана. Именно эти умения определяют сущность рефлексии.

Развитие рефлексии становится необходимым условием формирования каждого учащегося как мыслящую, коммуникабельную и социально активную личность. Поэтому из огромного количества различных педагогических технологий, применяемых в школе, необходимо выбрать ту, которая в большей степени способствует развитию этих качеств. Мы считаем, что такой технологией является проектное обучение. На наш взгляд оно позволяет организовать образовательный процесс с учетом всех психолого-возрастных особенностей учащихся средней школы. При этом важным условием развития рефлексии является организация самостоятельной деятельности учащихся и деятельности по планированию, анализу и оценке учебных действий. Технология проектного обучения обеспечивает самостоятельный, личностно- и практико-ориентированный характер деятельности. Именно это позволяет поддерживать мотивацию учащихся к учению. Они учатся анализировать и оценивать себя, других участников взаимодействия и совместную деятельность. Мы полагаем, что использование технологии проектного обучения на уроке способствует развитию умения осуществлять рефлексию.

Однако в существующей практике преподавания иностранного языка в школе возможности технологии проектного обучения не используются в достаточной степени в процессе формирования рефлексии. Выбор наиболее оптимальных способов формирования этого качества личности у учащихся посредством проектного обучения определяет актуальность и проблему нашего исследования.

Проблема исследования – оптимизация способов формирования рефлексии посредством проектного обучения у учащихся на уроках английского языка.

Цель исследования: разработать рекомендации по использованию технологии проектного обучения в процессе формирования рефлексии на уроках английского языка.

Объект исследования: процесс формирования рефлексии у учащихся.

Предмет исследования: использование технологии проектного обучения при формировании рефлексии у учащихся.

Данное исследование отличается тем, что раскрывает новые возможности к формированию рефлексии. Практическая значимость исследования состоит в том, что описанные в исследовании комплекс проектов и рекомендации по организации работы по формированию рефлексии могут быть использованы учителем на уроках английского языка.

Изучением понятия «рефлексия» занимаются как отечественные (С.С. Кашлев, В.В. Краевский, С.Ю. Степанов, В.Д. Шадриков и др.), так и зарубежные (Дж. Мезиров, С. Хоул и др.) исследователи. Рассмотрим несколько определений.

В.В. Краевский считает, что рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) является процессом самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Ее целью он называет вспоминание, выявление и осознание основных компонентов деятельности: ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и т.п. По его мнению, без понимания способов своего учения, механизмов познания учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли. Рефлексия помогает школьникам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. (ссылка)

Американский исследователь Дж. Мезиров трактует рефлексию как процесс, включающий в себя построение умозаключений, обобщений, аналогий, сопоставлений и оценок, а также переживание, вспоминание и решение проблем, и охватывающий обращение к убеждениям в целях анализа, осуществления действий, обсуждения или оценки (ссылка)

Проанализировав различные взгляды на определение понятия «рефлексия» (С.С. Кашлев, В.В. Краевский, Дж. Мезиров, И.А. Шумакова), можно заключить, что это мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, оценку себя, поведения других людей и совместной деятельности. Нами были выделены следующие компоненты рефлексии: рефлексия, направленная на себя и собственную деятельность, рефлексия участников взаимодействия и рефлексия совместной деятельности. В силу того, что технология проектного обучения является способом организации самостоятельной совместной деятельности, она ориентирована на формирование каждого из этих компонентов. Эффективное развитие рефлексии возможно при такой организации образовательного процесса, когда учащиеся окажутся в ситуации, где им будет крайне необходимо на каждом этапе работы проводить анализ и оценку себя, совместной деятельности и участников взаимодействия. На наш взгляд, это условие наиболее полно выполняется при проектном обучении.

Условием возникновения необходимости проведения рефлексии могут быть затруднения, возникающие в процессе деятельности. Оказываясь перед «барьером», учащийся может начать анализ окружающих условий и ситуации. При этом следует отметить, что осуществление рефлексии не всегда ведёт к негативному прерыванию деятельности. Ее проведение всегда является процессом выхода «за рамки» с обращением к осуществляемой деятельности в целом как к определенному содержанию, которое нужно понять. Работая подобным образом, учащиеся проводят анализ и оценку себя, деятельности, поведения других участников взаимодействия, что ведет к формированию умения осуществлять рефлексию.

Развитие рефлексии становится необходимым условием формирования каждого ребенка как мыслящую, коммуникабельную и социально активную личность. Поэтому из огромного количества различных педагогических технологий, применяемых в средней школе, необходимо выбрать ту, которая в большей степени способствует развитию этих качеств. Мы считаем, что такой технологией является проектное обучение. На наш взгляд, оно позволяет организовать образовательный процесс с учетом всех психолого-возрастных особенностей учащихся. При этом важным условием развития рефлексии является организация самостоятельной деятельности учащихся и деятельности по планированию, анализу и оценке учебных действий. Технология проектного обучения обеспечивает самостоятельный, личностно- и практико-ориентированный характер деятельности. Именно это позволяет поддерживать мотивацию детей к учению. Они учатся анализировать и оценивать себя, других участников взаимодействия и совместную деятельность. Мы полагаем, что использование технологии проектного обучения на уроке способствует развитию умения осуществлять рефлексию

Изучая особенности технологии проектного обучения, мы определили, что оно ориентировано на самостоятельную работу учащихся в получении знаний, умений и опыта. При этом создаваемый продукт (проект) должен иметь практическую ценность для школьников. Анализ теоретического материала показал, что исследователи (Е.С. Полат, Н.А. Краля, В.Н. Янушевский и др.) выделяют проекты нескольких видов. В зависимости от ведущей деятельности они различают: исследовательские, творческие и информационные проекты. По форме работы – индивидуальные и групповые проекты.

Опираясь на указанные классификации при разработке рекомендаций по использованию технологии проектного обучения при формировании рефлексии, мы остановимся на групповом информационном проекте. Мы считаем, что реализация такого проекта поможет учителю развивать у учащихся все выделенные нами компоненты рефлексии на следующих этапах: 1) подготовительном, 2) практическом, 3) заключительном (контрольном).

При такой организации проектной деятельности школьники учатся анализировать собственные интересы, осознавать уровень своего развития, ставить цель, планировать совместную деятельность, соотносить полученный результат с планом, анализировать и оценивать действия каждого из членов группы. Это возможно благодаря самостоятельному характеру деятельности и активизации их мышления.

Нами установлено, что рефлексия является метапредметным результатом обучения. Поэтому планируемые результаты использования технологии отражают способность самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками и построение индивидуальной образовательной траектории.

Описание исследуемой нами технологии проектного обучения, планирование образовательных результатов применения технологии, практические рекомендации для ее реализации и разработка комплекса проектов в рамках тематического планирования УМК дают нам основания предположить, что использование технологии проектного обучения при формировании рефлексии является эффективным на каждом из этапов.

Список использованных источников

1.Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / А.Н. Щукин. – М: ИКАР, 2009. – 448 с.

2.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М: Педагогика, 1989. – 192 с.

3.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М: Аркти, 2003. – 193 с.

4.Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 томах. – М.: Большая российская энциклопедия, 1999. – 1276 с.

5.Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. – М: Высшая школа, 2002. – 95 с.

6.Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: учебно-методическое пособие / Ю.П. Дубен-ский. – Омск: ОмГУ, 2005 – 59 с

7.Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Ино-странные языки в школе. – 2000. – №2. – с. 31-36.

8.Степанов С.Ю. Психология учебной деятельности школьника. – М: Москва, 1982, 296 с.

9.Шадриков В.Д. Роль рефлексии и рефлексивности в развитии спо-собностей учащихся // Журнал Высшей школы экономики. – 2012. –№4. – с. 133-14

10.Янушевский В.Н. Учебное и социальное проектирование в основ-ной и старшей школе: методическое пособие. – М: Сентябрь, 2017. – 224 с.